Дошкольное образование
(pre-school education), обучение детей до поступления в нач. школу (начальное образование). Ранний детский опыт существенно влияет на последующее развитие человека, поэтому гл. цель Д.о. в детских садах и прогулочных группах - подготовить детей к школе, содействовать их социальному и интеллектуальному развитию. В большинстве дошкольных учреждений большое внимание уделяется скорее всестороннему развитию детей, чем приобретению ими спец. навыков. Организуются групповые игры, дети занимаются изготовлением поделок, рисованием, пением, музыкой, физ. упражнениями, прослушивают лит. произведения. До начала обучения грамотности упор делается на развитии устной речи. Большое влияние на раннее обучение детей оказали идеи Пиаже и Брунера о когнитивном развитии, а также работы Монтессори и Фребеля. Нек-рые системы Д.о. (напр., проект Хэдстарт, начатый в США в 1965 г.) предназначены для того, чтобы лучше подготовить к школе детей из малообеспеченных семей и наряду с обучением улучшить их питание и укрепить здоровье. Др. важная задача дошкольных учреждений - присмотр за детьми работающих родителей. Д.о. мало распространено в развивающихся странах, но в промышленно развитых оно постоянно расширяется. Во Франции есть ясли для детей 2 лет и большое кол-во детских садов для детей 4-5 лет; в США 9 из 10 пятилетних детей посещают детский сад. В странах, входивших в состав СССР, в Китае, Израиле и нек-рых странах Европы гос-во предоставляет детям возможность Д.о. в раннем возрасте, тогда как в др. странах подобная возможность ограничена.